?

Log in

No account? Create an account

Как мой Nikon стал инфракрасным. - СОЗЕРЦАТЕЛЬ — ЖЖ

июл. 29, 2008

05:20 am - Как мой Nikon стал инфракрасным.

Previous Entry Поделиться Next Entry

D50Infra-Web

   По некоторым причинам запись о переделке камеры под инфракрасную съемку оказалась поврежденной. Чтобы не восстанавливать ее, я воспользовался собственной публикацией в интернет-журнале "Хулиганствующий элементъ"

   Речь в статье пойдет о камере Nikon D50, модернизация которой под инфракрасную съемку на днях, вроде бы, успешно завершилась. Разумеется, я имею в виду свой личный фотоаппарат. Затея с его переделкой оказалась довольно хлопотным делом. И по затратам времени, и по отсутствию 100% уверенности в полном успехе.

   Конечно, если ваш кошелек достаточно толст, а страстное желание расширить диапазон ИК-съемок не дает никакого покоя, то проблем здесь практически нет. Вы просто переводите на счет одной из двух известных американских фирм 450 долларов, отправляете им свою камеру и через некоторое время получаете ее, хорошенькую, назад, но уже в одном из вариантов стандартного инфракрасного исполнения. Решение с нестандартным фильтром (что-то типа B+W093) обойдется на 50 баксов дороже. Разумеется, дополнительно надо будет потратиться на пересылку своего девайса туда-обратно. О возможных таможенных расходах писать не буду, ибо в суть данного вопроса глубоко не вникал, но, говорят, что «приятных» сюрпризов здесь достаточно. Короче, вместе с камерой набегает кругленькая (для среднестатистического любителя) сумма, отдавать которую душа как-то не лежит. Естественно, что напрашивается более простое, на первый взгляд, решение переделать «лишнюю камеру без помощи забугорных спецов. Забегая вперед, скажу, что помощь все-таки понадобилась.

    Итак, как переделать свою камеру без относительно больших трат? Сразу оговорюсь – я имею в виду не компакты и не компромиссный вариант зеркальной камеры с простым стеклом вместо фильтра Hot Mirror. Все это уже описывалось. Я имею в виду зеркалку с инфракрасным фильтром на матрице. Тут сразу возникает два вопроса: где взять зеркалку и где взять фильтр. Первый вопрос звучит довольно странно. Но это только на первый взгляд, ибо купить тушку, под которую у тебя уже есть линзы, причем купить относительно дешево, и при этом не подозрительную развалюху, очень даже не просто. Лично у меня на поиски приемлемого варианта ушло около полугода. В результате, правда, купил D50 body с пробегом 1600 кадров всего за 9 тыс.руб. В каком-то смысле повезло, ибо это нетипично низкая цена.
    Вопрос с фильтром оказался значительно сложнее. Часто звучащие в форумах легковесные предложения использовать подручные материалы типа вырезок из кокиновской пластины, резьбового ИК-фильтра или даже слайдовской пленки показались мне достаточно рискованными. Все перечисленные (и неупомянутые) материалы по толщине существенно отличаются от того фильтра, который смонтирован на матрице. Толщина «бутерброда» из двух компонентов у камер D50 и D70 всего 1,45 мм, и сверхнормативные даже доли миллиметра вкупе с изменившимся характером преломления света через новый ИК-фильтр могут создать совершенно ненужные проблемы с калибровкой фокуса. В некоторых случаях использования совсем уж неадекватных фильтров может попросту не хватить хода регулировочных винтов для должной юстировки. Кое-кто из мастеров говорил мне, что в лучшем случае фокус будет работать от ~ 20 м до бесконечности, а то и просто на ней фиксироваться.
    Я вовсе не утверждаю, что никакого подручного решения проблемы не существует. Но лично я его не нашел и обратился за помощью к «буржуям» Однако, опять-таки, как и с камерой, случай у меня оказался нетипичным. Работающий «там», близкий родственник попросту купил эту крохотную недешевую штучку и передал ее мне в качестве презента на день рождения. Так что серьезный пункт экономии был реализован как бы сам собой.
    Но вот не так-то просто, вопреки первоначальным ожиданиям, оказалось найти человека, который грамотно и надежно соединит все вместе. Как житель Самары, я не знаю ситуации из первых рук в российской столице, но, по рассказам, тоже не шибко благостно. Что касается наших пенатов, я был буквально ошарашен. В громадном городе в общем-то и не нашлось желающих взяться за эту работу. Ну, понятное дело, обращаться официально в сервисные службы и мастерские довольно глупо. Во-первых, они перегружены и им, простите, нафиг не нужна какая-то подозрительная возня неизвестно с чем и непонятно для каких целей (кстати, за небольшим исключением мало кто из местных спецов имел ясное представление об инфракрасной съемке). Точно так же, но предельно вежливо, отказывались частные мастера. Большая доля из них ссылалась на свою специализацию только по компактам. Другая часть – на ориентацию по брендам, среди которых Nikon, увы, оказался изгоем. Были и такие, кто предлагал свои услуги за немаленькие деньги, приличный срок в полторы недели, но… безо всякой гарантии успешного исхода. Нормальненько… В итоге, слава богу, я все же нашел по одной рекомендации очень опытного мастера в соседнем Тольятти, который, несмотря на свою загруженность частными заказами, проявил любопытство и искреннюю заинтересованность в работе. Кстати, как вы думаете, сколько времени он потратил на замену фильтра и юстировку оптики? 2 часа 15 минут чистого времени, включая анализ нескольких снимков на предмет резкости и наличие бэк-фронт фокуса. Каково?! Изумлению моему не было предела и потому, что в это время была включена и повторная блиц-разборка, ибо на контрольных снимках обнаружилась пыль. И все это, ну, за очень божеские деньги.
    Теперь о некоторых деталях модернизации, точнее юстировки оптики, а еще точнее – калибровки датчиков автофокуса. К сожалению, мастера не любят, когда у них стоят над душой и заглядывают через плечо. В общем меня вежливо попросили удалиться, но на некоторые вопросы все же ответили. Возможно, это будет интересно тем, кто берется за модернизацию самостоятельно. Хотя я очень не советовал бы проделывать это именно с зеркалками, где есть весомый шанс сбить прецизионную настройку зеркал со всеми негативными последствиями.
    Честно говоря, когда я впервые увидел сайт американской компании, модернизирующей камеры под ИК-съемку, меня удивили подробные инструкции-картинки. Но довольно скоро я понял, что суть вовсе не в том, как добраться до матрицы и сменить фильтр. Рекламное лукавство американских доброхотов заключается в том, что они утаили самое главное – настройку автофокуса после проведенной операции замены. Разумеется, сообразил это не только я. Вот, что тамошние мастера отвечают на соответствующий вопрос настырных любителей: «We do not provide instructions for focus adjustments. For most accurate focus please send your camera to us for conversion» («Мы не даем инструкций по регулировкам фокуса. Для наиболее точной настройки фокуса присылайте камеру на конверсию нам»). Вот так. Коротко и понятно.
    Конечно, нашим очумелым ручкам какой-то там автофокус – не шибко заморочная задача. Главное – найти нужные винтики-болтики и по народному методу тыка как следует их покрутить-повертеть. В конце-концов, полагают умельцы, фокус будет найден эмпирически.
    Так куда же забираются народные очумельцы и куда крайне неудобно влезать? Вначале глянем на эту схему:

Рис.1 Схема фокусировки

Источник: http://dvdhelp.narod.ru/D70_back_focus.html

    Изображение на датчики АФ проецируется с помощью малого зеркала, которое находится под основным. Система настроена таким образом, что отрезки, по которым проходит свет от поверхности зеркала до датчиков АФ и до матрицы равны. По самым разным причинам (от неточностей заводской установки до механического износа) это равенство нарушается, что и приводит либо к бэк-, либо к фронт фокусу. Для того, чтобы избавиться от неточностей фокусировки существует специальный эксцентрик. С его помощью зеркало как раз и позиционируют строго под углом 45 градусов к матрице и к плоскости датчиков АФ. Только в этом случае упомянутые отрезки оказываются равными. Вот тут и возникает вопрос. А если зеркало установлено с должной точностью, зачем нам крутить эксцентрик? Все правильно, затем, чтобы как-то устранить неравенство указанных отрезков после смены матричного фильтра. Решим ли мы задачу? Решим, но ценою нарушения правила 45 градусов со всеми вытекающими негативными последствиями. Это, во-первых. Во-вторых, надо будет вручную изготовить специальный ключ для прокручивания эксцентрика и придумать, как закрепить зеркало в верхнем положении.

Рис.2 Эксцентрики регулировки точного положения зеркал
Источник: http://dvdhelp.narod.ru/D70_back_focus.html

    И в-третьих, чисто технологически эта долгая и крайне неудобная операция в антисанитарных кустарных условиях равносильна тысячекратной смене объективов в ситуации пыльной улицы. Короче, солидное количество грязи, при очень посредственном результате, вам точно гарантировано.
    Так что же делать и как правильно поступать? Насколько я знаю, для решения задач настройки фокуса во многих случаях используются винты регулировки положения датчиков автофокуса.

Рис.3 Регулировочные винты

    У D50 они расположены буквально на поверхности, под нижней крышкой. У D70 – дополнительно скрыты под платой. Как на других камерах, не знаю. Кстати сказать, системы фокусировки у Nikon’ов и Canon’ов вовсе неодинаковы, как это часто можно слышать от самодеятельных настройщиков. У Canon’ов система несколько сложней и намного капризней. Об этом мне рассказал мастер. О различии систем фокусировки косвенно свидетельствует и тот факт, что для регулировки автофокуса у Canon’ов и Nikon’ов (а также зеркалок Fujifilm) американцы из модернизирующих фирм используют разные эталонные объективы: для первых – полтинник 1,8. Для вторых – штатный объектив семидесятки 18-70 мм: «We adjust the auto focus and can attain f/2.8 accuracy in most cases. For Canon DSLR cameras the lens we calibrate to is the 50mm 1.8 lens and for Nikon and Fujifilm DSLR cameras we calibrate with the18-70 AFS DX lens.»
    Я, кажется, отвлекся. Но это и неважно, ибо ответить на возможный вопрос о процедурах регулировки фокуса с помощью упомянутых винтов я ничего рассказать не могу, поскольку мастер, работавший с моей камерой, в подробности не вдавался. Могу только, по кратким его репликам, сказать, что настройка эта почти ювелирна и не терпит лихих движений. Используется при этом и специальное программное обеспечение. Как это было в моем случае, опять-таки не знаю – на длинные беседы у занятого человека времени не было. А тем, кто интересуется программными инструментами регулировки, могу сослаться на сервис-мануал D50 – там есть довольно подробное описание.
    И, наконец, скажу, что моя D50 калибровалась по трем контрольным точкам – короткому концу, 50 мм и длинному концу. Все это не означает, что с камерой теперь нельзя использовать другие линзы. Можно. Во всяком случае, я пока проверил это на полтиннике 1,4. В некоторых случаях при съемке крупных планов наблюдался легкий бэк-фокус, но даже на незначительно прижатых дырках он практически исчезал. Позже посмотрю, что будет при использовании других линз.
    Теперь касательно экспозиции. Честно говоря, я ожидал, что штатный замер на D50 будет так или иначе врать и кадры получатся недоэкспонированными. На такую мысль меня поначалу натолкнули американские конверсионщики, утверждавшие, что экспонометрия построена на замере видимого света, и это, дескать, влечет за собой необходимость увеличения экспозиции, скажем, на 1,3 EV (Since the camera light meter senses only visible light you may need to dial in some exposure compensation, example: +1.3 stops). Не знаю, не знаю… Лично моя практика опровергла сей тезис буквально с первых же тестовых снимков – никакого увеличения экспозиции мне не потребовалось. Напротив, компенсация уже в районе +0,7EV продемонстрировала безнадежно забитые света. Отсняв и изучив около двух сотен кадров, я пришел к выводу, что адекватные поправки экспозиции, с точностью до наоборот, лежат в минусовом диапазоне – от 0,33 до 0,7 и, в некоторых, случаях аж до 1 EV.
    В завершение длинных рассуждений посмотрим несколько тестовых снимков.

TestInfra01

Пожалуй, первое впечатление от модифицированной камеры – необычайная свобода съемок, в частности, возможность фиксировать движение – от легкой смазанности до полного «замораживания». Данные из exif: выдержка 1/160 сек, диафрагма 10, компенсация экспозиции 0EV, ISO 200, объектив Nikkor AF-S 18-70 mm F 3.5-4.5 G, фокусное расстояние 46 mm. Все внутрикамерные установки в состоянии "Normal"

VolgaMorning-Web

Раннее утро. ИК-эффект выражен достаточно слабо. О том, что это инфракрасная фотография, знающие люди могут догадаться по высветленным веткам на переднем плане. При съемке обычной камерой ветки, несмотря на контровой свет, оказались бы в завале, и никакой графический редактор не смог бы их оттуда должным образом вытащить. Данные из exif: выдержка 1/400 сек, диафрагма 11, компенсация экспозиции +0,67EV, ISO 200объектив Nikkor AF-S 18-70 mm F 3.5-4.5 G, фокусное расстояние 35 mm. Все внутрикамерные установки в состоянии "Normal"

TestInfra02

Данные из exif: выдержка 1/160 сек, диафрагма 9, компенсация экспозиции -0,33EV, ISO 200, объектив Nikkor AF-S 18-70 mm F 3.5-4.5 G, фокусное расстояние 46 mm. Все внутрикамерные установки в состоянии "Normal"

Duck-Web

Данные из exif: выдержка 1/250 сек, диафрагма 9, компенсация экспозиции -1.0EV, ISO 200, объектив Nikkor AF-S 18-70 mm F 3.5-4.5 G, фокусное расстояние 70 mm. Все внутрикамерные установки в состоянии "Normal"

TestInfra03

    Интересная особенность воспроизведения листвы (покрова) на инфракрасных снимках. Известно, что именно зеленая растительность сильнее всего отбрасывает инфракрасные лучи, но, видимо, делает это с разной степенью отражения в зависимости от породы деревьев или кустарников. Хотя бесспорно и то, что здесь огромную роль играет количество падающего на зелень света. Это хорошо видно на следующем снимке. Данные из exif: выдержка 1/125 сек, диафрагма 10, компенсация экспозиции 0.EV, ISO 200, объектив Nikkor AF-S 18-70 mm F 3.5-4.5 G, фокусное расстояние 35 mm. Все внутрикамерные установки в состоянии "Normal"

TestInfra05

    В момент съемки облака частично прикрыли солнце, которое своими лучами выхватило кусок ландшафта, осветлив в нем зелень. Данные из exif: выдержка 1/250 сек, диафрагма 10, компенсация экспозиции 0.67 EV, ISO 200, объектив Nikkor AF-S 18-70 mm F 3.5-4.5 G, фокусное расстояние 24 mm. Все внутрикамерные установки в состоянии "Normal"
    Теперь нам осталось совсем немного – порассуждать о резкости инфракрасных снимков. Как известно, в состоянии «as is» они не отличаются особой четкостью, что вынуждает заниматься манипуляциями в графических редакторах. Однако многое зависит и от качества оптики, настройки самой камеры в связке с объективом, установок экспозиции и т.п.

TestInfra06

    Данные из exif: выдержка 1/80 сек, диафрагма 11, компенсация экспозиции 0. EV, ISO 200, объектив Nikkor AF-S 18-70 mm F 3.5-4.5 G, фокусное расстояние 24 mm. Все внутрикамерные установки в состоянии "Normal". Ниже приводятся 100% кропы безо всякой резкостной обработки в Photoshop’е.</p>




TestInfra06-1

    Все на ту же тему. О резкости. Многие от нее буквально «тащатся» и именно по ней оценивают мастерство фотографа. Тем не менее, это – чисто технический аспект творчества, хотя в применении к инфракрасной фотографии и достаточно заморочный. Здесь простым перетаскиванием слайдеров Unsharp Mask не обойдешься – в момент полезут артефакты. Это тот же самый снимок, только испытавший на себе «издевательство» разных алгоритмов повышения резкости. Как видите, основной пакости при этом – отчетливо наблюдаемых ореолов удалось избежать.

TestInfra04

    Светло-коричневые купола и маковки на обычном снимке имели бы синий цвет. Впрочем, цвета инфракрасных снимков довольно условны и сильно зависят от полосы пропускания фильтров, не говоря уже о произвольных манипуляциях в графических редакторах.

    Ну, вот, пожалуй, и все. Удачи!

2008 © Зиновий Подгорный. Отредактировано в январе 2014 г.

Comments:

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:markpon
Date:Август 2, 2008 04:52 pm
(Link)
интересно

на счет экспозиции - так и есть, поправка и на переделанном кэноне около -0.7-1.0
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:den_hunter
Date:Август 2, 2008 07:41 pm
(Link)
Ув. автор.
Если вам несложно - продублируйте анонс этих записей в ru_d70. Спасибо большое.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:werewolf_dol
Date:Август 2, 2008 10:47 pm
(Link)
Очень интерестно
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:mr_red
Date:Август 2, 2008 10:53 pm
(Link)
Красиво...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:kukuruzz
Date:Август 3, 2008 08:15 am
(Link)
вы большой молодец, спасибо!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:ales_pochebyt
Date:Август 3, 2008 09:16 am
(Link)
+1
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:darthtape
Date:Август 3, 2008 10:49 pm
(Link)
Отлично, просто великолепно. Жаль, что это так непросто сделать на практике. Ну а еще один вопрос, Вы посвятили этому аппарату пожизненно какое-то стекло? Я так понимаю, что ИК фильтр с сенсора был удален и теперь пыль может садиться прямиком на матрицу? Тут уже есть за что бояться? Или смена объективов такая же процедура, как и на обычных камерах?

Буду благодарен за ответ.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:zinov
Date:Август 4, 2008 12:22 am
(Link)
По поводу "пожизненного" стекла. Модернизированная камера, в этом отношении, по сути не отличается от обычной. Просто после смены камерного фильтра ее настраивают под конкретную оптику. Означает ли это, что другие объективы работать на ней не будут? Как правило работают, хотя вероятность появления бэк- или фронтфокуса несколько выше, чем на обычных камерах. Почему? Да потому, что при кустарной переделке информация о новом эталонном объективе не прописывается в "мозг" камеры. Но тут надо учитывать вот какой важнейший момент. Дело в том, что инфракрасные снимки изначально, по природе своей, не отличаются особой резкостью по сравнению с обычными изображениями. В частности поэтому инфракрасную съемку как правило ведут при сильно зажатых диафрагмах, а это приводит к тому, что погрешности и ошибки фокуса при смене оптики фактически исчезают. Таким образом, вы можете безболезненно пользоваться всеми возможностями зеркалки в части сменной оптики. Минус только тот, что преимущества светосильных стекол на инфракрасных камерах нивелируются в силу необходимости использовать высокие диафрагменные значения.
Теперь по вопросу о процедуре смены оптики. Она абсолютно такая же. И бояться здесь надо в той же степени, что и при работе с обычными аппаратами. Модернизация камеры вовсе не означает, что с матрицы удаляется фильтр. Точнее, он удаляется, поскольку задерживает ИК-лучи. Но ВМЕСТО НЕГО ставится ДРУГОЙ, который, наоборот, пропускает ИК-свет, но задерживает свет, видимый глазом. В этом-то и суть модернизации! Поскольку теперь нет препятствий полноценному прохождению ИК-лучей, мы получаем возможность снимать с высокими скоростями. Таким образом, вашему беспокойству нет оснований - матрица по-прежнему защищена и чистка ее ничем не отличается от обычной.
Успехов! Пишите, если мои объяснения показались вам туманными :).
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:zabludshyj_mozg
Date:Октябрь 1, 2008 10:50 am
(Link)
А ключ не надо изготавливать специальный, достаточно купить набор шестигранников в котором есть и самый тонкий, вот как раз он, если его согнуть идеально подходит для них! Только мои кручения пока не привели к успеху в борьбе с бэком..
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:zinov
Date:Октябрь 1, 2008 11:41 am
(Link)
Ну, дело в общем-то не в ключе. Мне показалось, что я вполне доходчиво изложил причины, по которым не стоит крутить эти гайки (со слов очень опытного мастера). Кроме того, позволю еще раз процитировать самого себя (уж простите): "Чисто технологически эта долгая и крайне неудобная операция в антисанитарных кустарных условиях равносильна тысячекратной смене объективов в ситуации пыльной улицы. Короче, солидное количество грязи, при очень посредственном результате, вам точно гарантировано".
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From:shoewreck
Date:Октябрь 4, 2008 01:39 pm
(Link)
Не могли бы Вы поделиться ссылочкой, у кого брали фильтр?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:zinov
Date:Октябрь 4, 2008 02:02 pm
(Link)
Пожалуйста: http://www.lifepixel.com/shop/cart.php?m=product_detail&p=2
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From:(Anonymous)
Date:Сентябрь 23, 2009 11:14 am
(Link)
Скажите, а что будет если просто снять hot mirror, ничего не поставив взамен?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:cper_mosessions
Date:Сентябрь 23, 2009 11:15 am
(Link)
Скажите, а что будет если просто снять hot mirror, ничего не поставив взамен?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:zinov
Date:Сентябрь 23, 2009 12:01 pm
(Link)
Будет дикое цветоискажение, а (при съемке сетчатых структур и некоторых тканей)- муар, т.е. переливающиеся разводы. Но дело даже не в этом, ибо можно всегда прикрутить к объективу ИК фильтр. Проблема в том, что "голая" матрица нарушит рабочий отрезок камеры, т.е. расстояние от объектива до сенсора ( а это доли мм), и вы просто не сможете навестись на резкость.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:asphyx_lj
Date:Октябрь 14, 2009 12:42 pm
(Link)
Должно быть ещё какое-то шаманство с балансом белого. Иначе, если я ничего не путаю, та же листва выходила бы розовой.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:zinov
Date:Октябрь 14, 2009 11:12 pm
(Link)
Шаманство не шибко сложное. При съемке в JPEG баланс надо выставлять по листве, но лучше не устраивать себе лишнюю головную боль и снимать исключительно в RAW. В этом случае достаточно в конверторе ткнуть пипеткой в листву, и она (при правильной экспозиции) станет белой (очень светлой с цветовыми оттенками). А далее, путем манипуляции с каналами, можно изменить соотношения цветов... Если поставить себе целью получение действительно хорошего (технически) снимка, то возни будет немало. Даже при съемке модифицированной камерой. По моему опыту на качественную постобработку может уходить до 80% общих затрат времени.

Edited at 2009-10-14 23:13 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:borisfoto
Date:Январь 13, 2010 02:32 pm
(Link)
Огромное спасибо за пост. Я какраз собераюсь переделать свой D50 под ИК.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:zinov
Date:Январь 13, 2010 03:15 pm
(Link)
Успехов вам!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:rby_foto
Date:Декабрь 14, 2012 10:20 am
(Link)
Инфракрасные очень понравились. Хотел ведь однажды взять какой-то Кэнон начального уровня, переделанный в инфракрасный и уже почти решил купить, но потом передумал что-то. Глядя на эти фото, думаю. что напрасно передумал. :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:zinov
Date:Декабрь 14, 2012 10:39 am
(Link)
Спасибо за добрые слова. Сейчас на вторичном рынке очень много модифицированных ИК камер. Думаю, можно, купить достаточно дешево.
P.S. Как я понимаю, вы смотрели тестовые снимки. В оглавлении моего ЖЖ есть рубрика "Инфракрасная фотография". Там можно увидеть много других кадров...
Удачи в занятиях фотографией!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:stavrov_al
Date:Октябрь 16, 2015 08:21 am
(Link)
Доброго времени суток. Не знаю, заглядываете ли вы ещё в свой журнал, последним записям несколько месяцев.

Я прочитал вашу статью и решил поделиться собственным опытом модификации и использования камер в ИК-диапазоне. Я самостоятельно модифицировал две камеры под ИК. С первой, Canon 400D был эксперимент чистой воды. Купил тушку за 2000 рублей и фильтр Cokin p007 за 1000. В общем, ради удовлетворения любопытства было не жалко запороть. На самом деле, было много вопросов относительно результата, вот и вы о них пишете. Боялся занести грязь/пыль между матрицей и фильтром; боялся, что автофокус будет некорректно работать. Ну, и криворукости своей боялся, куда же без этого =) Но получилось всё удачно. Конечно, была проблема с автофокусом, пришлось эмпирически подбирать степень сдвига ручного фокуса, чтобы попадать в резкость. Результаты можете увидеть тут. Снимки делались в основном на Canon 50mm f/1.8.

К выбору следующего фотоаппарата я подошёл более осмысленно - взял Canon 500D за 9000 рублей, т.к. в нём есть Live View. Соответственно, отпала проблема с фокусировкой на ощупь, т.к. на экране показано именно то изображение, которое считывает матрица - можно фокусироваться на глаз.

В общем, к чему это? Вовсе не хочу показаться каким-нибудь доморощенным самоуверенным спецом, но я не совсем согласен с мастерами, особенно забугорными (которые просят 450 долларов за модификацию). Конечно, они сделают модификацию более полной, с юстировкой. Да, это позволит снимать "от бедра", используя автофокус. Но, положа руку на сердце, скажу, что мне ни разу не помешали нюансы съёмки через Live View или на ощупь. Они позволяют получить хороший результат: резкий, контрастный, без пыли на матрице. Уже более года я использовал сначала Canon 400D, а теперь и Canon 500D без проблем. И мне кажется, что, в какой-то степени, все эти страшилки мастеров можно считать неким маркетинговым ходом. Повторюсь, это лишь моё мнение, основанное на собственном опыте.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:zinov
Date:Октябрь 16, 2015 11:22 pm
(Link)
Спасибо за отклик! Честно говоря, я как-то не ожидал его увидеть. Теперь ясно, что "есть еще люди, которым дорого просвещение" (© "Формула любви), т.е. бескорыстное творчество. Вы только немного не учитываете, что с момента моих экспериментов прошло более 7 лет. В ту пору мало кто представлял себе процедуры и сложности ИК-модернизации. Энтузиастов этого направления можно было пересчитать по пальцам одной руки, "свободных" исправных зеркальных камер в чуланах фотографов и на вторичном рынке было маловато и стоили они, не в пример нынешней ситуации, весьма ощутимых денег ( в этом смысле лично мне просто повезло). А что касается Live View, то в ту пору этой фичи просто не было на свете, и о ней, ясен пень, никто ничего не знал. Надо также учитывать, что цены забугорных мастеров во много определялись не сложностью работ по переделке, а ажиотажной модой на ИК. Нынче ведь народ объелся ИК-картинками и почти никак на них не реагирует, а тогда сайт инфракрасной фотографии был в первых строчках рейтингов, и увлеченные любители постили свои творческие достижения ежедневно и ежечасно. Увы, сейчас этот сайт влачит жалкое существование и буквально дышит на ладан.
Еще раз спасибо за рассказ о своем опыте.
P.S. А в журнал свой я заглядываю, и последняя публикация в нем была не "несколько месяцев" назад (звучит, как полгода и более) а всего лишь 15 июля в День фотографа... :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)